Градостроительная деятельность

ГАЛЕРЕЯ

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: «Как получить земельный участок для ведения личного (подсобного) хозяйства».

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.
В соответствии со статьей 12.1 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 года № 532 - КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» максимальный размер общей площади земельных участков (приусадебных и полевых), которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, составляет 1,5 гектара, занимающихся виноградарством, садоводством, молочным животноводством и откормом крупного рогатого скота, - 2,5 гектара.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством (статья 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»).
Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства с правом строительства жилого дома из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности предоставляются в соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.  Предоставление земельного участка за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) осуществляется в порядке, установленном статьей 34 земельного кодекса Российской Федерации.
До разграничения государственной собственности на землю предоставление гражданам земельных участков, находящихся в государственной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства осуществляют органы местного самоуправления (статья 35 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 года №532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае»).

Вопрос: «Как получить земельный участок под индивидуальное жилищное строительство многодетным семьям».

Ответ: Федеральным законом Российской Федерации от 14 июня 2011 года № 138-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации», в земельное законодательство внесены изменения, предусматривающие право бесплатного приобретения, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданами имеющими трех и более детей в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации).
На территории Краснодарского края случаи и порядок предоставления земельных участков, указанной категории граждан, определяется статьей 14.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае». 08.01.2012 вступил в силу Закон Краснодарского края от 28.12.2011 № 2417-КЗ «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», также о признании утратившими силу некоторых законов Краснодарского края и отдельных положений законодательных актов Краснодарского края» (опубликован в газете «Кубанские новости» № 233 (5052) от 29.12.2011). Данный закон Краснодарского края существенно совершенствует порядок и условия предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, на территории Краснодарского края. Действующая редакция статьи 14.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ приведена ниже:
Статья 14.1. Порядок и условия предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства гражданам, имеющим трех и более детей
1. Граждане (один из родителей), имеющие трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации, однократно без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов имеют право на предоставление им в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) в размере, установленном органом местного самоуправления городского округа (поселения), при соблюдении следующих условий:
1) ни одному из таких родителей на территории муниципального района (городского округа, в том числе вошедшего в состав муниципального района в процессе преобразования) Краснодарского края, в границах которого испрашивается земельный участок, согласно информации, полученной органами местного самоуправления из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из государственного кадастра недвижимости, из похозяйственных книг и иных правоустанавливающих документов, ранее не предоставлялись в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта (приусадебные земельные участки), садоводства, огородничества;
2) гражданин (далее — заявитель) на момент подачи заявления в течение последних пяти лет должен быть зарегистрирован по месту жительства на территории муниципального района (городского округа, в том числе вошедшего в состав муниципального района в процессе преобразования) Краснодарского края, в границах которого испрашивается земельный участок;
3) возраст одного из детей заявителя на момент подачи заявления не должен превышать:
18 лет для детей, проживающих в семье заявителя;
19 лет для детей, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации;
23 лет для детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях и государственных образовательных учреждениях по очной форме обучения на бюджетной основе.
2. Перечень свободных земель и (или) свободных земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, или находящихся в муниципальной собственности, предназначенных для предоставления в аренду заявителям, имеющим трех и более детей (далее в настоящей статье — Перечень), утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) до 1 сентября 2011 года. В утвержденный Перечень на очередных заседаниях представительных органов местного самоуправления вносятся изменения по исключению из него земельных участков, по которым заключены с заявителями договоры аренды, и (или) по включению в Перечень новых земельных участков, которые поставлены на кадастровый учет либо по которым утверждены схемы их расположения. Перечень должен состоять из трех разделов.
В первом разделе Перечня перечисляются кадастровые кварталы с указанием их номеров и месторасположения, предполагаемого размера земельных участков и вида их разрешенного использования (для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства). В данном случае заявитель, который заинтересован в предоставлении земельного участка, предварительно ознакомившись с местоположением свободных земель, подает по месту регистрации в орган местного самоуправления (муниципальный район или городской округ) письменное заявление, в котором должны быть указаны кадастровый номер кадастрового квартала, предполагаемый размер земельного участка, вид разрешенного использования земельного участка (для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства) и срок его аренды. Орган местного самоуправления в течение не более 60 календарных дней с момента регистрации заявления обеспечивает выполнение кадастровых работ и заключает договоры аренды. В случае отказа заявителя от заключения договора аренды данный земельный участок включается в третий раздел Перечня в установленном порядке.
Во втором разделе Перечня перечисляются кадастровые кварталы с указанием их номеров и местоположения и все земельные участки, схемы расположения которых утверждены с обязательным указанием адреса, площади и вида разрешенного использования. В данном случае заявитель, заинтересованный в предоставлении земельного участка, предварительно ознакомившись с местоположением свободных земельных участков, подает по месту регистрации в орган местного самоуправления (муниципальный район или городской округ) письменное заявление, в котором должны быть указаны кадастровый номер кадастрового квартала, адрес, площадь, вид разрешенного использования и срок аренды земельного участка, а орган местного самоуправления в течение не более 40 календарных дней с момента регистрации заявления обеспечивает выполнение кадастровых работ и заключает договоры аренды. В случае отказа заявителя от заключения договора аренды договор аренды заключается с заявителем, подавшим заявление на этот земельный участок позже. В случае отсутствия такого заявления информация по этому земельному участку включается в третий раздел Перечня в установленном порядке.
В третьем разделе Перечня земельные участки, поставленные на кадастровый учет в результате проведенных межевых работ, перечисляются с указанием кадастрового номера, местоположения и вида разрешенного использования земельного участка. Земельные участки, стоящие на кадастровом учете как ранее учтенные, перечисляются с указанием кадастрового номера, местоположения, вида разрешенного использования и площади земельного участка. В этом случае заявитель, заинтересованный в предоставлении земельного участка, предварительно ознакомившись с местоположением свободных земельных участков, подает по месту регистрации в орган местного самоуправления (муниципальный район или городской округ) письменное заявление, в котором должны быть указаны: кадастровый номер, местоположение, площадь, вид разрешенного использования и срок аренды земельного участка, а орган местного самоуправления в течение не более 30 календарных дней с момента регистрации заявления заключает договор аренды с заявителем согласно очередности.
3. В случае отсутствия свободных земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в границах городских (сельских) поселений, в целях предоставления их заявителю, имеющему трех и более детей, орган местного самоуправления (муниципального района или городского округа) инициирует вопрос о безвозмездной передаче для этих целей в муниципальную собственность земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в государственной собственности Краснодарского края или муниципальной собственности другого муниципального образования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Законом, и включает указанные земельные участки в перечень свободных земельных участков.
К заявлению должны быть приложены:
1) копия паспорта заявителя и другого родителя;
2) копии документов, подтверждающих наличие у заявителя трех и более детей на момент подачи заявления;
3) справка с места прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации;
4) справка с места обучения (в случае обучения детей в общеобразовательных учреждениях и государственных образовательных учреждениях по очной форме обучения на бюджетной основе).
В случае подачи нескольких заявлений на предоставление одного и того же земельного участка заявления рассматриваются в порядке очередности их подачи.
Орган местного самоуправления (муниципальный район или городской округ) принимает решение о заключении договора аренды земельного участка на срок, указанный заявителем, но не более чем на 10 лет, без права переуступки прав по договору аренды третьим лицам (кроме детей, супруга или супруги) и осуществляет действия для его государственной регистрации.
Размер арендной платы устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и органом местного самоуправления (муниципального района или городского округа) в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
С момента возникновения права собственности на построенный жилой дом у заявителя возникает право бесплатного приобретения в собственность земельного участка, на котором он расположен, в соответствии со статьей 14 настоящего Закона.

Вопрос: «Разъясните, пожалуйста, могут ли жильцы многоквартирного дома оформить в общедолевую собственность земельный участок под домом и прилегающие к нему территории с расположенными на них хозяйственными постройками?»

Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
            Согласно ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность помещений в многоквартирном доме.
            В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
            Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
            С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
            В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.
            В состав общего имущества включаются среди прочего помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); иные объекты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
            Сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация включает в себя, в том числе документы технического учета жилищного фонда.
            Таким образом, если строения, расположенные на испрашиваемом земельном участке, отвечают признакам общего имущества многоквартирного дома, то у собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с жилищным законодательством возникает право общей долевой собственности на эти строения.
            Вместе с тем, по смыслу вышеуказанных правовых норм, а также с учетом судебной практики такие строения, в том числе гаражи, подсобные помещения, должны быть предназначены для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме.
            Формирование и предоставление земельных участков под строениями индивидуального пользования, не входящими в состав общего имущества, производится в общем порядке в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Вопрос: «Какие документы можно считать правоустанавливающими документами на земельный участок?»

Ответ: Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.10.2001 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии  их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится   по желанию их обладателей.
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество им сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Единым государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, свидетельство о праве собственности, выданное уполномоченным органом в 1992 году является правоудостоверяющим документом.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основанием для государственной регистрации права граждан на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного  или индивидуального  жилищного строительства на праве пожизненного  наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, а также граждан, к которым такие участки перешли в порядке наследования или по иным основаниям, является следующий документ: 
акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве такого  гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
По отношению к земельным участкам, когда они выделялись ранее и не могли быть объектом гражданского права, правоудостоверяющими документами в соответствии с Порядком, утвержденным Роскомземом 20.05.1992, являются, прежде всего, государственные акты, решения соответствующих органов о предоставлении земельных участков, а при их отсутствии – земельно-шнуровые книги и другие документы, имеющиеся в районных комитетах по земельной реформе и землеустройству, органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства или у самих землепользователей.
Основаниями для регистрации права в общем порядке согласно статье 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с  законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на  момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте  осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством,  действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Вопрос: «Мы получили из налоговой службы квитанцию на оплату за использование земли и очень были удивлены. Разъясните нам, почему мы должны платить за собственную землю?»

Ответ: В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
С 01.01.2006 исчисление налога на землю осуществляется на основании 31 главы Налогового кодекса  Российской Федерации (далее – Кодекс), согласно которой земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 388 Кодекса налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного)  пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 391 Кодекса налоговая база – кадастровая стоимость -  для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом (за исключением предпринимателей, использующих земельные участки в предпринимательской деятельности), определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
  Налоговые органы производят исчисление земельного налога физическим лицам, не являющимися предпринимателями, на основании сведений, представленных регистрирующими органами, по ставкам, установленным нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом сумма земельного налога также зависит от размера кадастровой стоимости, определение которой не входит в компетенцию налоговых органов.
Государственная кадастровая оценка земель проводится на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель» не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года и осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости его территориальными органами.
Советом сельского поселения, при утверждении ставок, порядка и сроков уплаты земельного налога дополнительные льготы, за исключением установленных статьей 395 Кодекса, для физических лиц не предусмотрены. При этом статьей 391 Кодекса предусмотрено уменьшение налоговой базы (кадастровой стоимости земли)    на необлагаемую налогом сумму в размере 10000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования для некоторых категорий   налогоплательщиков, в том числе и для физических лиц – инвалидов, имеющих 3 степень ограничения к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют 1 и 2 группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности.
 Таким образом, являясь собственником земельного участка, Вы являетесь плательщиком земельного налога, при этом имеете возможность воспользоваться правом на налоговый вычет, предусмотренный ст. 391  Кодекса и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления,  при наличии оснований (льготных документов, подтверждающих 3 степень ограничения к трудовой деятельности либо 1 и 2 группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности) по письменному заявлению в Инспекцию с приложением копий льготных документов. Статьей 387 Кодекса право предоставления льгот (вычетов) для отдельных категорий граждан дано представительным органам муниципальных образований, и Вы вправе выйти с предложением к данным органам о предоставлении льгот (вычетов) категории граждан, к которой Вы относитесь либо о снижении ставок земельного налога.